В чем суть и как подготовиться?
28 апреля 2018 года Правительством РФ подписано Распоряжение № 792-Р, которым утвержден список товаров, подлежащих процедуре обязательного нанесения маркировки. Законодательный Акт вступает в силу 01 января 2019 года. Сейчас на обязательной основе маркируются меховые и ювелирные изделия, лекарственные препараты, алкогольная продукция.
Обязательная маркировка — в чем суть
Согласно законодательной базе, маркировка товара — это нанесение на изделие уникального контрольного идентификационного знака (КиЗ) — шрих-код DataMatrix, который позволит отследить движение продукции от производства до реализации конечному потребителю.
Коды идентификации всегда уникальны, наносятся на товар только один раз. Состоят из двух частей:
- Идентификационной. В ней содержится информация с кодом товарной группы из Единого Каталога маркированных товаров. Также отображаются сведения об уникальном коде экземпляра продукции.
- Проверочной. Она формируется при помощи криптографических технологий, что исключает подделку или копирование.
Считав контрольный идентификационный знак, можно узнать следующие данные:
- наименование продукции;
- страну, в которой произведен товар;
- предприятие-изготовителя;
- дату выпуска и срок годности;
- состав продукта и его свойства;
- особенности эксплуатации (если они есть).
На государственном уровне обязательная маркировка должна сократить количество контрабандной и контрафактной продукции. Физические лица — покупатели, также смогут проверить товар на подлинность. Для этого разработано бесплатное мобильное приложение для Android и IOS — «Проверка товаров».
Как это работает
Движение маркированных товаров будет отслеживаться с момента производства или ввоза в РФ вплоть до продажи конечному потребителю. Каждый этап будет фиксироваться в Государственной информационной системе:
- импортер или предприятие-производитель заблаговременно в ГИС получает уникальные КиЗ и наносит их на продукцию;
- при помощи 2D сканера нанесенные коды считываются и заносятся в ГИС на каждом этапе: при отгрузке с производства на склад, при приемке кладовщиком, при отгрузке со склада в магазин и т.д.;
- на конечном этапе кассир, сканируя КиЗ, вносит данные в электронный чек, который направляется оператору фискальных данных и в ГИС.
Получая информацию из чека, система понимает, что продукт реализован и его движение окончено.
Какие товары будут маркироваться
Согласно Постановлению от 28.04.2018 г. выделено 9 групп товарных позиций, которых коснется маркирование в 2019 году.
Правительство запланировало окончание реформы на 2024 год. К этому моменту маркироваться будут все товары.
Как подготовиться
Предприятиям, выпускающим продукцию из оглашенного списка, лучше позаботиться об организации маркировки заранее. Нововведение коснется таких бизнес-процессов, как:
- приемка товара;
- хранение;
- реализация.
Стоит помнить, что немаркированный товар из списка продать нельзя. Поэтому нужно подойти ко всему ответственно. Что нужно сделать уже сейчас:
- приобрести онлайн-кассу со специальным программным обеспечением;
- 2D-сканер для считывания КиЗ;
- подключить оборудование к Оператору Фискальных Данных;
- в Удостоверяющей организации оформить электронно-цифровую подпись;
- ввести и отладить электронный документооборот;
- обучить персонал работе с маркировочным оборудованием и новыми программами.
Основные изменения коснутся процессов приемки и продажи. Кладовщики должны будут принимать только маркированную продукцию и все действия регистрировать в системе маркировки. Кассиры при продаже товаров теперь должны считывать 2 знака — штрих-код и КиЗ.
Ответственность за несоблюдение закона о маркировке
За нарушение норм законодательных актов об обязательной маркировке предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административные наказания регламентируются статьей 15.12 КоАП РФ:
- Выпуск немаркированных товаров карается наложением штрафа с конфискацией немаркированной продукции, для ИП — от 5 000 до 10 000 рублей, для юридических лиц — 50 000-100 000 рублей.
- Часть 2. За хранение, перевозку, реализацию немаркированной продукции налагаются штрафные санкции с конфискацией товаров без маркировки: для физических лиц в размере от 2 000 до 4 000 рублей, для ИП — 5-10 тысяч, для юрлиц — от 50 000 до 300 000 рублей.
- Часть 3. Производство алкогольной и табачной продукции без нанесения КиЗ влечет наложение штрафа для ИП — 10-15 тыс. руб., юрлиц — 100-150 тыс. руб. Также предусмотрена конфискация произведенных немаркированных товаров.
- Часть 4. За оборот немаркированных спиртосодержащих и табачных товаров предусмотрены штрафы с конфискацией всей продукции без КиЗ. Так, физлица заплатят в казну 4-5 тыс. руб., ИП — 10-15 тыс. руб., юридические лица — 200-300 тыс. руб.
Когда оборот немаркированного товара достигает особо крупных размеров, в силу вступает уголовная ответственность, предусмотренная статьей 171.1 УК РФ. Особо крупными считаются партии на сумму свыше 1,5 млн. рублей (ст. 169 УК РФ).
Выпуск или импорт, хранение, перевозка и реализация товаров без контрольного идентификационного знака караются наложением штрафа до 300 000 рублей или заключением на срок до 3 лет с выплатой штрафа в сумме до 80 000 рублей (ч. 1 ст. 171.1 УК РФ).
Для оборота немаркированного алкоголя и сигарет особо крупной считается партия на сумму более 100 тыс. руб. Незаконное деяние наказывается штрафом до 500 тыс. рублей, или лишением свободы сроком на 3 года с выплатой штрафа до 120 тыс. руб. (ч. 5 ст. 171.1 УК РФ).
Заключение
Введение обязательной маркировки товара отразится на всех процессах производства и реализации. Снизится количество ввозимой нелегально продукции, в реализации будут только качественные товары. Сократится теневой рынок, что безусловно принесет в казну больше налоговых отчислений.
Возможно повышение цен на маркированную продукцию, поскольку производители и продавцы понесут определенные издержки, связанные с внедрением нового оборудования, программ и обучения персонала.
Неоспоримым плюсом можно назвать то, что отслеживание товаров по маркировке приведет к порядку в учете, снизит финансовые потери от пересортиц и недостач на складах.